Skip to content

Системное воспитание креативного мышления дошколят и школьников

  1. КАК РАЗВИТЬ КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ТРИЗ и другие подобные методики (их более 500), как всё полезное и необходимое для обучения творчеству, в смысле принимать правильные, высокоэффективные управленческие, технические и жизненно важные решения, весьма – весьма. Но я не могу представить реальность такого достаточно непростого обучения (разумеется, в полном объёме) для малышей: дошколят и в младших классах, да и в старших классах, мало вероятно, чтобы Минобрнауки выделило так много времени для обучения ТРИЗ. Причина простая: мало ТРИЗ – это не ТРИЗ,, а полный ТРИЗ требует много учебного времени, а во ФГОСе (1) даже не упоминается «обучение креативному  мышлению».

На мой взгляд и не только мой, выход в том, чтобы соединять существующие системы обучения со специальным подходом, но сам такой подход должен быть в свою очередь не слишком сложным и эффективным.

Прекрасно изложены цели и направления обучения ТРИЗ, а вернее для креативного мышления дошколят и школьников, в книгах различных авторов, например, (2 и 3).

При этом основные цели обучения креативному мышлению выглядят так:

— активизировать мышление детей,

— формировать диалектическое мышление,

— развивать воображение,

— формировать экологическое мышление (как связь с окружающей средой),

— развивать познавательный процесс.

Что касается конкретного наполнения направлений обучению креативному мышлению, то это в частности заключается в следующем:

 

— развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться,

— обобщать представление о веществах в различных агрегатных состояниях,

— учить быть внимательным, умению абстрагироваться, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые,

— развивать умение сравнивать и обобщать, анализировать причины и следствия различных действий,  умение моделировать физические процессы, понимать общее и часть, проводить системный анализ объекта, развивать вариативное мышление, умение прогнозировать и представлять прошлое, решать проблемные ситуации,

— развивать синкретичность мышления – связывать всё со всем (ручка и стул, перо и бумага, и т.п.),

— развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения.

 

ДО 3-Х ЛЕТ.

Прекрасно изложено многое  необходимое для воспитания детей –  дошколят в программе «Детство», разработчик ИД РПГУ (Санкт – Петербург) (4) и до рождения (ещё в маме) и до 3-х лет в программе «Кроха», разработчик НИРО (Нижний Новгород) (5), особенно, что касается до 1 года и до того возраста, когда ребёнок может словесно общаться. Рассмотрим, чтобы можно было дополнить с учётом возраста малышей.

Программы «Детство» и «Кроха» при этом нисколько не умоляются, в них широко и в достаточно большом объёме рассматривается предметная тематика, нужны только соответствующие акценты, конечно с учётом возраста: от 1 до 2 лет — это совсем не то, когда уже 2-3 годика и тем более с 3-х до 7-ми лет. С учётом объективной необходимости многократного повторения новой информации для детей раннего возраста, очевидно, то, что сначала будет изложено детям, может быть через год повторено в несколько измененном, усложнённом виде.

Возраст до 3 лет по мнению многих специалистов педагогов и психологов – это наиболее эффективное и важное время для умственного развития человека, и всё ниже изложенное направленно именно на это.  И так, приступим (предлагаемое – естественно, только вариант):

— развивать фантазию:  «кубик – это подушка, молоток, что ещё?», «дать в руки палку, и пусть придумывают, что с ней можно делать»  и другое;

— различные агрегатные состояния: самое простое: «заморозить воду зимой, оттаять сосульку, снежок»,

— быть внимательным: «расставить разные предметы по виду и цвету, нарушить построение и пусть ребята восстановят построение, сначала 2-4 предмета, сначала – все дети вместе, потом по одному или по – желанию»;

— сравнивать и анализировать свойства объектов: «по цвету, по форме, по весу и т.п., игра: домик с окнами под предметы разной формы» (есть в «Крохе»), « играют разную музыку, а детям предлагают танцевать в ритме»;

— анализировать причины и следствия различных действий: «Летом дождь – травка мокрая, лужи», «зимой дождь – скользко, гололедица», «ребёнок убрал игрушки – аккуратный, будет помощник маме»;

— понимать общее и часть: «построили дом, разобрали на кирпичики», «разобрали пирамидку или матрёшку, потом собрали»;

— умение моделировать физические процессы: «дождика нет и травка сохнет, что нужно сделать?», «талой водой очень полезно поливать цветочки – нужно набрать снег и внести в дом»;

—  системный анализ объекта: « на пианино можно извлекать самые разные звуки: грубые – низкие, тонкие – высокие, громкие, тихие, если нажмём на левую педаль, то…, если нажмём на правую педаль, то…, если нажмём на среднюю педаль, то…, а если закрыть крышку, то оно спит», «рассмотрим книжку, в ней наружная обложка, внутри странички, сказочные с картинками, странички можно посчитать, как ступеньки в доме: 1, 2, 3…, у стульчика есть…, сколько ножек?»;

— развивать вариативное мышление: «можно полить цветы водой из крана, а можно – талой водой, можно построить дом, а можно построить пирамидку, или арку, или гараж»;

— умение прогнозировать и представлять прошлое: «если посадить семечку, то из неё вырастит росточек, если принесут кашку, то…, если на полу лужа, значит…, если на даче растут цветы, деревья, кусты, то их кто-то посадил, кто или они сами выросли?»;

— решать проблемные ситуации: «вслух произносить любые простые бытовые проблемы и ждать подсказки от детей».

Таким образом, не слишком обременяя воспитателей крох, практически полностью обучили детей до 3-х лет азам креативного мышления, по крайней мере, заложили основу для этого.

ОТ 3-Х ЛЕТ И ДО ШКОЛЫ.

От 3-х до 4-х лет. В нашей дошкольной системе у детей происходит смена воспитателей, это конечно некий стресс для них, а для воспитателей – новый и незнакомый коллектив детей, поэтому представляется целесообразным сохранить вышеперечисленные приёмы, несколько усилив их с учётом рабочей программы детского учреждения.

От 4-х до 6-ти лет. В этом возрасте нужно несколько усложнять уже освоенное детьми и ввести неохваченные направления обучения креативному мышлению:

— выделять явные и скрытые полезные свойства предметов: «чашку для сока, можно использовать для измерения сыпучих», «лопатка – это, например, рычаг для перемещения камня», «из дерева можно построить дом, разжечь костёр, из отходов можно сделать мебельную панель» и т.п.;

— умение абстрагироваться (1. отвлечение от того, что в данном контексте не имеет существенного значения, – изолирующая абстракция; 2. образование понятий, в которых фиксируются нематериальные — новые свойства объектов): например, играя в «устами младенца»: одни дети описывают только существенные признаки предмета, явления, события, не называя их, а другие отгадывают о чём речь;

— развивать сложное вариативное мышление: «чем можно есть — …», «земляную грядку можно вскопать, рыхлить, засеять …, посадить лук, …» и т.п.;

— решать сложные проблемные ситуации: «отключилось дома электричество — ?», «открыл кран, а вода не вытекает из раковины — ?», «гулял – замёрз — ?, — набрал в луже воды в ботинки (в сапожки), можно заболеть, на улице весна — ?»;

— развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения: « один и тот же предмет, музыкальный эпизод объясняют разные дети, не повторяясь».

От 6-ти до 7-ми лет (или до школы). Всё выше перечисленное в максимально усложненных вариантах, почти как для взрослых.

 

НАПОМИНАНИЕ:

— все выше приведенные мероприятия по воспитанию креативного мышления у дошкольников, кроме выделенного цветом, это лишь возможные варианты, примеры. В стране множество изданий, которые в подробностях освещают почти каждое такое мероприятие;

— все выше приведенные мероприятия по воспитанию креативного мышления у дошкольников не противоречат ФГОС ДО и существующим программам ДО, а являются познавательным развитием детей, в части формирования представлений о предметах, явлениях, событиях и их свойствах, для подготовки их творческого подхода к учёбе в школе и к жизни взрослых с их проблемами и сложностями. Более того, всё соответствует действующим программам ДО;

— если будет допущен разрыв в школьном воспитании креативного мышления детей, то об этом обществу можно будет сильно сожалеть.

ПРИМЕЧАНИЕ.

С учётом предыдущего абзаца, следует отметить, что школа нагружает учащихся очень даже не слабо, в том числе проблемными задачами и  проблемами, требующими незамедлительного решения (от нескольких часов до одной недели максимум). Вопрос только в том, насколько системно были подготовлены условия для успешного решения таких проблем. В частности, в РФ в различных отраслях наряду с прекрасными решениями легко в наличии и весьма дорогостоящие ляпы.

 

 

 

  1.  КАК РАЗВИТЬ КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

«Мы не можем всех сделать гениями. Но можем                                 вооружить многих методами решения сложных задач!

Остаётся непростой вопрос: как строить учебный курс, целью которого будет подготовка сильных Решателей, способных решать задачи динамично меняющегося мира?»       А.А.Гин.

 

Постановка такого вопроса сродни решению обычных производственных, технических и жизненных задач.

Исходные данные:

  1. Существующая школьная система обучения в соответствии с ФГОС и действующими программами обучения, а именно, если коротко:

— 1- 4 классы – близко к дошкольной с одним преподавателем, с постепенно нарастающей сложностью изучаемых предметов, экзамен;

— 5- 9 классы – с раздельным преподаванием различных предметов, с постепенно нарастающей их сложностью, экзамен;

— 10- 11 классы – с раздельным преподаванием различных предметов, с постепенно нарастающей их сложностью, и с усиленной подготовкой к ЕГЭ.

  1.  Наличие множества методик (более 500), стимулирующих умственную     деятельность.

Проблема:

Как в существующее множество предметов обучения школьников внести множество стимулирующих умственную деятельность методик?

Решение:

Каждый, кто так бы сформулировал  условие задачи, скорей всего, пришёл к одному выводу, что нужно найти достаточно простое решение,  обобщающее эти два множества. Очевидно, что решение, которое объединит эти множества и будет направлено на решение приведенной проблемы, и будет правильным или целесообразным. Вполне приемлемо было бы следующее:

— в обобщённом виде сформулировать основные приёмы и возможности большинства стимулирующих методик и приёмов (см., например, в разделе «КАК РАЗВИТЬ КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ»);

— обучить всех преподавателей – предметников этим приёмам и необходимым мероприятиям;

— обученные преподаватели в своей повседневной работе должны целенаправленно использовать знания по стимулированию умственной деятельности школьников. Особенно обращать внимание школьников на главное: четкое и максимально полное формулирование начального условия и четкое и максимально полное соответствие решения с условиями задачи – проблемы (эта мысль не нова, но частенько забывается).

 

Литература:

  1. ФГОС ДО. Утверждён приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155.
  2. Гин С.И. ТРИЗ — педагогика для малышей: конспект занятий для воспитателей и родителей.- М. КТК «Галактика», 2018.
  3. Гин А.А. ТРИЗ – педагогика. М., 2015.
  4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»; Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др. СПб, 2016 /Институт детства РГПУ им. Герцена/.
  5. «Кроха». Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет. Г.Г. Григорьева, Н. П. Кочетова и др. Допущено Минобрнауки. М., «Просвещение», 2001.
  6. ФГОС НОО с изменениями 2015г.
  7. ФГОС ООО с изменениями 2017г.
  8. ФГОС ОСО
  9. Дополнительные сайты:

www.trizway.com  & www.creatime.me

info@creatime.me