Skip to content

Метод принятия детерминированных управленческих решений информационными технологиями

АННОТАЦИЯ

Представлен авторский метод принятия детерминированных управленческих решений, используя информационные технологии. Рассматриваются решения министерств по ЖКХ, выборная кампания и воспитание творческой личности, по типу принятия автором технических решений (http://www.volevskiy.ru ).

ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда работаешь конструктором в серьёзном НИИ, а РФЯЦ – ВНИИЭФ – это более чем серьёзный НИИ, который создал и успешно «держит» термо – ядерный ЩИТ раньше СССР, а сейчас России и не только. Что это историческая необходимость свидетельствует незавидная судьба таких стран, как Афганистан, Ирак, Югославия, Ливан, Сирия – это из современности, да и до этого много было примеров.

Соответственно принятие новых физических и конструкторских решений проходит неоднократные многочасовые обсуждения на различных уровнях лиц, принимающих решения (ЛПР). Лично для меня это было сначала пять, а позже – четыре уровня ЛПР, как – то было напряжно. Более того, обсуждения могли сопровождаться оскорблениями и даже прямыми обвинениями в «бестолковости», несмотря на звания и ранги. Рассмотрим значимость ЛПР для процесса проектирования:

— прежде всего это начальник, решение которого – закон для подчиненного;

— как правило, это опыт, накопленный долгими годами служения в данной отрасли;

— кроме этого, это множество субъективизма и догм прошлых лет.

Кроме проблемы с ЛПР, существует (и даже в большей степени влияния) такое понятие, как психологическая инерция мышления (ПИМ), которая определяется как стремление человека действовать согласно накопленного опыта, принимать стандартные решения в не стандартных ситуациях и, более того, большая приверженность к первым результатам.

Всё это побудило в начале 1970 – х годов в бытность молодого специалиста начать изучать приёмы ведения конструирования и принятия технических решений, включая теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) [1] . Примерно через 5 лет была до тонкостей продумана специальная методика представления к рассмотрению решений с преодолением ПИМ, которая позволяла ЛПР практически одним взглядом определять правильность и перспективность ведения разработки, накопленный мной опыт тоже конечно сказывался. Однако каждый раз решения сопровождались фразой, типа: «Смотри, отвечаешь головой!», интрига заключалась в жестких государственных сроках, за которые несли ответственность на уровне нескольких министерств. А всякое новое – это особо ни кому не нужный риск, но и прогресс без новшеств не получался.

Сущность данной методики прежде всего заключается:

  1. в правильной факторно – информационной формулировке технического задания (ТЗ) в виде информационно значимых параметров и их признаков. В большинстве специальной технической литературы об этом подобным образом говорится в качестве рекомендации, но не конкретизировано до уровня, позволяющему принимать решения как в пп. 2);
  2. искомое решение формулируется в жестко детерминированной связи с созданной в пп. 1) информационной моделью с учётом принципа ИКР [1] (идеального конечного результата), т.е. при минимуме дополнительных конструктивных элементов и связей.

В те времена – в 70-х годах я мало что знал об изобретениях, но благодаря обязательности во ВНИИЭФ проведения патентно – технических исследований (ПТИ), оказалось, что они стали выявляться и заявляться, многие с положительным результатом, и это конечно было связано с применением описываемой методики. Как следствие: на изобретениях и методике принятия детерминированных решений была защищена диссертация кандидата технических наук. В 90-е годы в том числе и мне, как начальнику патентно – информационного отдела, пришлось приложить не мало усилий для сохранения обязательных ПТИ, тогда как во многих НИИ патентные службы были упразднены.

ВВЕДЕНИЕ

«Когда власть деятельна – народ несчастен»

(Лао Цзы, Конфуций, Ибн Сина Авицена, К.Маркс)

Наверно никто и не сомневается, что и в современном обществе при решении социально значимых проблем нечто аналогичное происходит. Чаще всего тому, что «народ несчастен», сопутствуют две основные причины:

  1. Волюнтаризм власти и
  2. Не умение принимать правильные, полностью продуманные решения.

Два примера хорошо продуманных и значимых решений современной власти:

ЕГЭ: отсутствие вступительных экзаменов благотворно для детей и радикально снизило уровень коррупции в высших преподавательских кругах;

возврат в РФ Крыма: страшно подумать, какой «донбасс» был бы в Крыму, с учётом того, что там было около 20 000 российских военных, и доминирующего военного значения Крыма для РФ и НАТО в Чёрном море. На мой взгляд, Украина сразу стала малоинтересна ЕС и США своей разрушительной для РФ функцией, оставшись без Крыма и Донбасса.

Рассмотрим некоторые примеры социальных решений, когда «народ несчастен». Если бы власть имущие пользовались разработанной автором методом «ПРИНЯТИЕ ДЕТЕРМИНИРОВАННЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОНСТРУИРОВАНИЕ» (http://www.volevskiy.ru) или нечто подобным, то нет сомнений, что удалось бы избежать многих досадных недоработок.

СУТЬ АВТОРСКОГО МЕТОДА

Не лишним в науке конструировать и изобретать будет услышать собственно конструктора о действительности конструирования, о непосредственном внедрении в практику технического творчества функционально – систематизированного анализа [5] в приложении информационных технологий (ИT), включая, в частности, основы теории решения изобретательских задач [1], как возможный вариант конкретизации технических решений поставленных задач, или подобное.

ГИПОТЕЗА.

С большой вероятностью могу утверждать, что между исходными тщательно отработанными требованиями и ограничениями ТЗ на проектирование технического объекта (ТО) и реально спроектированным оптимальным, высоко эффективным ТО закономерно существует объективная, по крайней мере, информационно детерминированная зависимость между их характеризующими признаками.

Предлагается следующий алгоритм принятия технических решений (наиболее сконцептированный вариант).

СФОРМУЛИРУЕМ ТЗ НА РАЗРАБОТКУ:

1.ШАГ. Составить список параметров (требований и ограничений), руководствуясь следующей факторной направленностью:

-энергетичность, — свойства (физические и химические), — нагрузки действующие, — материалоёмкость, — размеры, — социальность (экология, человеческий фактор и т.п.),

— прочее.

Выделить «целевой» (наиболее важный, доминирующий) параметр или несколько их.

При выделении «целевого» параметра обращается внимание на основные цели, назначения и т.п. в функционировании проектируемого изделия

Затем представляется вполне разумным описать, в смысле факторной конкретизации, каждый из параметров объективными данными о них.

2. ШАГ. Характеризовать параметры признаками проектируемого (конструируемого) технического объекта (ТО).

Следует уточнить:

3.ШАГ. Если среди признаков «целевого» параметра есть признаки, отсутствующие у других параметров, то ввести дополнительные параметры, устраняющие это противоречие (иначе не будет детерминации между ТО и условиями проекта).

Таким образом, фактически завершено формулирование требований и ограничений ТЗ, следующий этап:

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЕКТА КОНСТРУИРУЕМОГО ТО.

Исходя из выдвинутой гипотезы, очевидно, что при информационном подходе на долю конструктора приходится не так уж много возможностей, а именно:

4. ШАГ. Установить возможные количественные зависимости, если таковые имеются, всех признаков по отношению к признакам «целевого» параметра.

5. ШАГ. Оценить влияние значимости параметров на повышение качества ТО (оценки, типа: «МАХ» и «МIN» или «+» и «-»).

И как подведение предварительного итога этих двух шагов – минимизация списка параметров – удаление малозначимых параметров.

6. ШАГ. Вычеркнуть параметры, имеющие равные признаки и значимость с любыми другими параметрами.

7. ШАГ. Оценить обязательность параметров для моделируемого ТО по наличию общих признаков с «целевым» параметром. При необходимости, подкорректировать (уточнить) соответствующие параметры.

Подготовительная работа по исследованию объективности условий проектной задачи завершена и можно приступить к непосредственному моделированию конструкции ТО.

8. ШАГ. Формировать информационную рабочую модель ТО путём выбора обязательных и значимых параметров совместно с характеризующими их признаками.

Основная сущность выше представленной работы формально может быть сведена в следующую последовательность:

Условие проектной задачи

Параметры Хi : Признаки х(ia)…x(iz)

Информационное исследование исходных параметров ТО

Оценка значимости и обязательности параметров и признаков

Информационная рабочая модель ТО

Параметры Хi‘ : Признаки х'(ia)…x‘(iz)←Признаки х(ia)…x(iz)

В результате формируется информационная модель конструируемого ТО, идеальная в той мере, насколько точно и полно формулировалось условие решаемой проектной задачи, умело выполнялась её дальнейшая разработка, но возможность к этому с почти 100% — ной гарантией заложена в самом методическом подходе. Дальнейшее преобразование информационной модели в реальный ТО конструктор осуществляет на основании имеющейся научно – технической информации и собственного опыта, при обязательном стремлении выполнить следующее условие: Признаки реального ТО и его информационной модели должны совпадать по смыслу в полной мере при наименьшем их количестве. И так:

9. ШАГ. Преобразовать признаки информационной модели ТО в реальный ТО таким образом, чтобы совпадал смысл признаков при наименьшем количестве элементов и связей.

Таким образом:

— без многочисленных и всё усложняющихся приёмов преодоления субъективной ненадёжности в профессиональных навыках разработчиков;

— малым, но эффективным числом алгоритмических шагов, обеспеченных объективным и детерминированным характером изложенного принципа информационного моделирования конструкции ТО, оперирующим только исходными требованиями и ограничениями, предъявляемыми к ТО;

— многие мои конструкторские решения, созданные по такому алгоритму, запатентованы.

Аналогичным образом могут быть проработаны не только конструкторские задачи, но и другие вопросы, в частности, социальные. Если коснуться социальных проблем, то запатентовать хорошее организационное решение, в отличие от конструирования, вряд ли удастся, но завоевать уважение у электората вполне возможно.

Пример 1.

Президент Медведев Д.А. издал 04.06.2008 года указ «об энергосбережении», хорошая задача для страны и её граждан. Что касается последних, мы быстро осознали полезность энергосберегающих лампочек для нашего кошелька, однако также быстро стали выявляться государственные недоработки и главная из них – «куда деть отработанные ртутные лампочки». Разберём проблему в целом по предложенному алгоритму.

Проведём факторный анализ проблемы. Составим таблицу 1.

Таблица 1. Факторный анализ проблемы

Факторы

Параметры (требования и ограничения)

Признаки

Значи-мость

Обяза-тельность

Энергетичность

Электрическая мощность

ватты

min

max

Свойства

Освещённость

люксы

max

max

Нагрузки

Ввернуть (вывернуть)

От руки

min

max

Материаль-ность

Цоколь, стекло, ртуть

Металл, стекло, ртуть

max

max

Размеры

Социальность

Утилизация

Демеркуризация

max

max

Прочее

Контроль

Электросчётчик

max

max

Для социальных проблем, как и в данном случае, решение чаще всего очевидно: купи энергосберегающую лампочку, в которой заключены все приведенные признаки, электросчётчики (обратная связь) у всех есть, остаётся задуматься об утилизации: есть два пути:

  1. Вместо ртутной лампочки применить светодиодные, но ещё до недавнего времени они были почти в 3 раза дороже;

  2. Демеркуризация. Вначале об этом и не вспомнили. За 9 лет – массово нет решений. Лампочки с ртутью рядовые граждане продолжают выбрасывать в обычный – не специальный мусор, с которым они попадают на обычную свалку, где их давят и ртутью напитывают землю. Не сильно задумываясь, я бы предложил сдавать их в магазин, где покупаем новые и где прекрасно всё знают о демеркуризации, но от меня это не зависит.

Пример 2.

В соответствии с этим же указом 2008 года началась повальная установка приборов индивидуального учёта (счётчиков) холодной и горячей воды, отопления, газа, ладно ещё в домах новой постройки, а то ведь везде. На мой «вопль» о сложности этой задачи для домов старой постройки, получил ответ из правительства Нижегородской области, «…мы старые дома все снесём». Аналогично примеру 1, рассмотрим создавшуюся проблему: проведём её факторный анализ, см. таблицу 2.

Таблица 2. Факторный анализ проблемы.

Факторы

Параметры (требования и ограничения)

Признаки

Значи-мость

Обяза-тельность

Энергетичность

Расход

м³

min

max

Свойства

Должен быть счётчик

Считать расход

max

max

Нагрузки

Давление

Па

min

max

Материальность

Покупной

Стоимость

min

max

Размеры

Социальность

Поверки.

Возможность установки

Стоимость

min

max

Прочее

Льготы

Стоимость

min

max

Разъяснения:

  1. Поверки счётчиков должны быть систематические и за это нужно платить. Мало того, периодически счётчики нужно менять, не бесплатно (цена счётчика + установка).

  2. В домах постройки более 10 летней давности запросто могут быть несколько «вводов» одной и той же воды в одну квартиру, а в некоторых квартирах «вводы» вообще отсутствуют – выполнены от соседа.

  3. Льготы естественно предполагаются для некоторых категорий граждан, особенно малоимущих, включая пенсионеров.

Если бы управленцы министерств составили такую таблицу и ответили на все содержащиеся в ней проблемы, то это было бы правильно. А так как долгое время ничего не было ясно, прошло 8 лет пока «утрясли» — узаконили ситуацию: там где счетчики очень затруднительно установить – их не ставят, льготы предусмотрены.

При этом сколько неудовольствий возникло в стране, зато управленцы всех уровней усиленно работали.

Кстати, если просмотреть интернет на предмет «современные социальные задачи», то конкретных задач, оказывается, нет (разве что в школах есть проблемы), но есть множество теорий по психологии решения социальных задач, в основном с примерами о проблемах древних веков, странно это.

Пример 3.

Рассмотрим чисто социальную проблему: как выиграть выборы. Даже не меняя форму и смысловое содержания таблицы факторного анализа, составим таблицу 3.

Таблица 3. Факторный анализ проблемы.

Факторы

Параметры (требования и ограничения)

Признаки

Значи-мость

Обяза-тельность

Энергетичность

Предыдущая полезная энергичность

Деловитость

max

max

Свойства

Должна быть программа

Доказанные полезные дела и планы

max

max

Нагрузки

Соц. проблемы

Решения проблем

max

max

Материальность

Затраты на решения проблем

Стоимость

min

max

Социальность

Электорат:

-рабочие и ИТР,

-пенсионеры,

-молодёжь,

-интеллигенция,

-олигархи.

Уровень жизни*.

Политические заслуги.

max

max

Прочее

Перспектива.

Ясность, понятность

max

max

Компромат.

min

max

*В том числе такие понятия, как «ямочный ремонт» дорог и т.п.

Фактически в таблице 3 сформулирована информационная модель, отвечающая на поставленный вопрос: «как выиграть выборы».

Я не специалист в программах партий, мэров, губернаторов и президентов, но я голосую, да и не только я, именно по таким соображениям.

Любая партия или избираемый управленец, если выдержит испытание по таблице 3 – лидер.

Пример 4.

Данный пример предназначен для родителей, дошкольных воспитателей и преподавателей всех видов обучения, в том числе и для курсов повышения квалификации. Должна быть система повсеместного (тотального) воспитания творческой личности – обучения креативности.

Когда психологи разбирают подобные вопросы, они дружно утверждают, что:

— насыщение информацией мозга ребёнка наиболее интенсивно происходит примерно до 5 лет, и если этот период по каким либо причинам упущен в воспитательном плане, то дальше всё будет достаточно сложно;

— следует отметить особенность так называемого «переходного возраста» – это такой период в жизни молодых, когда мысли направлены на любование собой, авторитетом является собственное «Я», а жизненного опыта ещё нет и всё это, как правило, совпадает с периодом полового созревания – гормональной перестройкой.

Уточним терминологию.

Что же такое творчество? Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество — это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях. 
Воображение — это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим — когда образ предмета создается по его описанию, и творческим — когда рождаются абсолютно новые образы. 
Креативность — это способность к творчеству, готовность к созданию новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. 

В интернете очень много публикаций на затронутую тему, похоже идёт трансляция из одного в другое (какой в этом толк?). На 50% могу поспорить с их справедливостью. Например, считается признаками творчества быстрота соображения и множество вариантов, а лично я тугодум и к множеству вариантов не склонен, ну и что? Это не мешало мне изобретать и принимать «красивые» решения.

Перейдём к факторному анализу проблемы творческого воспитания, составив таблицу 4.

Таблица 4. Факторный анализ проблемы.

Факторы

Параметры (требования и ограничения)

Признаки

Значи-мость

Обяза-тельность

Энергетичность

Работоспособность

Уметь работать

max

max

Свойства

Творчество

Новизна.

Полезность.

Креативность

max

max

Нагрузки

Негативная информация.

Переходный возраст.

Лень.

Негативное влияние*.

min

min

Материальность

Затраты на образование и решение проблем

Стоимость

min

max

Социальность

Родители.

Воспитатели.

Преподаватели.

Умение.

Желание.

max

max

Прочее

Системность образования

Целевые программы на всех этапах

max

max

*Уместно привести слова известного писателя Анатолия Мариенгофа: «Отцы, матери умоляю вас читайте дневники ваших детей, письма к ним, записочки, прислушивайтесь к их телефонным разговорам… Не бойтесь презрительной фразы сына или дочери: «Ты что шпионишь за мной?». Это шпионство святое» (начало ХХ-го века). У писателя сын совершил самоубийство из – за неразделённой любви (предположительно).

*А сейчас призывы убить себя – в СМС, интернете, даже на «жвачке». То ли ещё придумают «плохие», но очень креативные люди. Наверно им очень хорошо кто – то целевым образом платит, или у них мозги вывернуты.

В таблице 4 фактически представлена информационная модель проблемы педагогики по воспитанию творческой личности. Можно отметить, что в имеющихся современных учебниках педагогики [2,3,4] всё учтено, кроме главного – воспитания в детях творческой личности. Об этом конечно упоминается, но нет специального курса, даже отдельной раздела нет, не говоря уж о системе такого обучения, хотя с 60-годов прошлого столетия литературы более чем достаточно, в лучшем случае предлагается внеклассные кружки по интересам и спортивные секции.

Мои реплики по теме примера 4:

  1. Первый основной посыл (догма) современной педагогики: «Воспитание – неизбежный конфликт, ибо есть принуждение к тому, что нужно, вопреки тому, что хочется» (Алмазов Б.Н.) [3]. Для студентов педвузов это сразу же кодировка на большие трудности, причём, навсегда. А, например, дошкольники и частично школьники занимаются с большим удовольствием и с радостью. Не пора ли методически задуматься.
  2. Основная претензия к школе и к системе образования:

признать одним из доминирующих направлений: воспитание творческой личности,

— нужно учить мыслить, в том числе творчески, снизив нагрузку на рутинные занятия и индивидуально малоинтересные предметы.

В частности можно было бы учесть ниже следующее:

а) У нас две дочери и пять внуков: с математической «шишкой» одна дочь и два внука (он и она), для остальных (более 50%) математика, физика, химия – сплошные мучения. Учесть бы это в учебном процессе. Условно «разделите варианты» по уровню успеваемости, например, как в Израиле – это конечно усложнит работу учителя, но не очень.

б) До 7-го класса по математике детей мучают бестолковым делом: упражнениями со сложными вычислениями, которые сделать на калькуляторе очень просто и быстро. Зачем? Калькуляторы есть у всех.

в) Русский язык (орфография) очень сложный и запутанный, сейчас все набирают тексты на компьютере с текстовыми редакторами и у всех есть компьютеры, так почему бы не облегчить школьную долю, снизив языковую нагрузку? Другое дело умение строить фразы и излагать мысли.

г) По статистике ЕГЭ по экзаменационным предметам получается, что большинство приходится на обязательные – русский язык, математика и ещё обществознание, информатика, английский язык, физика и биология, а все остальные предметы сдают менее 10% школьников. Это тоже не помешало бы учесть в системе школьного образования, например, как в США или ФРГ.

ВЫВОДЫ:

1. Выше (после «9. ШАГ») был изложен некий «аванс» об эффективности методики, надеюсь в приведенных примерах это удалось доказать.

2. Для меня как автора, изобретателя и бывшего патентоведа (6 лет работал начальником патентно – информационного отдела) несомненны НОВИЗНА и ПОЛЕЗНОСТЬ предложенного метода принятия детерминированных решений. Если ПОЛЕЗНОСТЬ очевидна из приведенных примеров, то НОВИЗНУ обосную по аналогии с патентноведческими приёмами: т.к. предлагаемый метод – это способ принятия решений, то для начала проанализируем известные аналоги и прототипы. С этой целью были просмотрены различные методики принятия технических и управленческих решений. Наиболее близок своим подходом, на мой взгляд, морфологический метод. «Сущность морфологических методов — в использовании комбинаторного анализа для синтеза сложных систем с заданными свойствами в условиях существования ограничений (объективных и/или субъективных) на сочетаемость элементов, входящих в некоторое базовое множество. В классической форме метод был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвикки и состоял в реализации следующей совокупности этапов:

1). Точное формулирование проблемы;

2). Составление исчерпывающего перечня основных элементов системы;

3). Составление перечня альтернативных способов реализации каждой функции;

4). Генерирование множества возможных вариантов реализации системы, каждый из которых представляет собой цепочку, включающую по одному способу реализации каждой из перечисленных функций;

5). Оценивание всех вариантов;

6). Выбор предпочтительного варианта» (из интернета).

1 и 2 этапы почти совпадают с предлагаемым методом, но системность подхода к исполнению самих этапов не оговорена и внимание уделяется генерированию как можно большего числа вариантов без информационного подхода по выбору варианта из желаемых функций.

Т.е. не совпадают, являются НОВЫМ порядок формулирования основных факторов искомого решения, назначение их параметров и характеристик, а также информационное формулирование фактически детерминированного решения из этих признаков и характеристик, как правило, при минимуме вариантов.

3. РЕКОМЕНДАЦИЯ ЧИТАТЕЛЯМ:

Прежде всего хочу напомнить, что много вековая христианская молитва «Отче наш», постоянно убеждает всех верующих: «… избави нас от лукавого…» – и никак не убедит, поскольку продолжает убеждать. Яркий пример – в огромном количестве различных методик стимулирующих мозговую работу специалистов, на этом пишутся научные работы, методики всё усложняются, и как следствие – ими мало кто пользуется, но признать такое положение дел – все очень не хотят, так как нет выгоды.

воспитывайте в себе креативность, работайте по предложенной лаконичной методике, это Вам обеспечит почти 100% гарантию объективного и высоко эффективного решения, изучайте различные методы и приёмы принятия решений (которых более 500), чтобы знать об их существовании, и всё это без сомнений скажется на Ваших успехах на любой службе, включая государственную, и в бизнесе, или, по крайней мере, сведёт к минимуму Ваши ошибки и недоработки;

— но главная проблема – воспитание творческих личностей в государственном масштабе может быть решена тоже только государством, т.е. Министерством по науке и образованию. А поскольку в РФ на сегодняшний день нет стройной системы такого специального обучения, то обращайтесь в Правительство, в комитет ГД по науке и образованию с предложениями создать в педагогических ВУЗах РФ предмет обучения – «воспитание творческой личности». Чем больше обращений, тем ближе положительный результат (проверено на личном опыте).

Список литературы:

  1. Альтшуллер Г.С., АРИЗ — значит победа, в Сб.: Правила игры без правил, Петрозаводск, «Карелия», 1989 г.
  2. Педагогика. Курс лекций. Лихачев Б.Т., М. 2010 г.
  3. Педагогика. Учебник. Коджаспирова Г.М., М. 2004 г.
  4. Педагогика. Учебник. Сластенин В.А. и др. 2014 г.
  5. Ханзен Ф. Основы общей методики конструирования. Систематизация конструирования. Ленинград: Издательство «Машиностроение», 1969 г.

02 апреля 2017 г.