Skip to content

Креативность в массы или массовая креативность

Если «кликнуть» в интернете, что же такое «креативность», получишь множество определений и статей по данному термину.

Наиболее полное и «спокойное» из них приведено ниже:

Креативность

(от англ, creative — творческий, созидательный) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности; способность сделать, осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства. Обладающий креативностью человек обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может рационально решать возникающие проблемы, но часто предпочитает действовать на основании интуиции и высоко ценит иррациональность в себе и других. Необходимой предпосылкой успешности креативных действий является работоспособность индивида. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности; впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности. …

«Профессиональное образование»

Несколько раз внимательно прочитав это высказывание, нетрудно выявить наиболее точное и основополагающее для практической жизни определение «креативности»: рационально решать возникающие проблемы.

Многие авторы, см., например,  (1 и 2), относят также к основным признакам «креативности»:  быстроту принятия решений, новизну и обязательно как можно больше вариантов искомых решений. Однако,  есть принципиальные возражения.

К сожалению, когда проблема требует исследований, то срочность (быстрота) отпадает как само – собой разумеющееся. Да и само понятие «быстрое решение» — весьма относительное, т.к. это не в спорте и критериев оценки быстроты нет, возможно только конкурсное решение при ограниченном времени, но всё равно нет никакой гарантии объективности «судей». Ясно одно, что со сто процентной уверенностью можно утверждать: человек обученный приёмам, активизирующим креативное мышление, будет соображать быстрее, чем без такого обучения.

Что касается новизны, то в технике – это патентоспособные решения, но и без патентоспособности  решения могут быть рациональными и очень полезными, в науке, в художественном творчестве, в управлении вообще нет объективного понятия новизны, всё очень субъективно и относительно.

Много вариантов решения, на мой взгляд, это прошлый век , при чём, 60-70 годы. Но в ХХ1 веке, в век информационных технологий (ИТ) – это какая-то архаика, да и в экономическом смысле – в эпоху кризисов и банкротств  слишком накладно.

ИТ в корне меняют ситуацию с принятием рациональных решений любых возникающих проблем: технических, производственных, общественных или управленческих – потому, что когда информационно точно сформулированы исходные требования (а в нашей действительности очень часто всё запутано до невозможности), «увидеть» оптимальное решение не представляет особых трудностей, особенно для специалистов в данной области, ещё раз подчеркну, если работают, используя  ИТ. Остаётся одно – всех без исключения научить креативному мышлению или креативно мыслить. Не следует думать: «зачем всех?» — по тому, что учить нужно с малых лет, когда никто не знает, кто будет кем. И должна быть система в этой учёбе: без пропусков и недомолвок всё время учёбы.

ЗАМЕЧАНИЕ.

Следует отметить, во многих поисковых исследованиях и в искусстве совершенно не понятно, как ИТ могут помочь ученому, художнику, артисту, режиссеру и т.п. специалистам креативно принимать решения, похоже, что это совсем другой случай, но можно только повторить: человек обученный приёмам, активизирующим креативное мышление, будет соображать быстрее и креативнее, чем без такого обучения. Остальное – от Бога и от правильного руководства.

Так, как же обучить всех или хотя бы большинство креативно мыслить? Без активного руководства Минобрнауки – никак. А в Минобрнауке столько догм, что, не смотря на многочисленную критику, там не торопятся меняться.

В частности:

— в дошкольном образовании нет в массовом порядке обучения креативному мышлению, нет и всё этим сказано. В основном, через развивающие игрушки, лепку, рисование и музыкальные занятия, остальные занятия направлены на начальное понимание окружающего мира – т.е. как бы,  чтобы сами. Иногда это воспитатели — энтузиасты;

— в школах, то, что касается обучению творчеству, отнесено на предметы с художественным уклоном и внешкольные кружки – последние процентов 10, не более, а также на учителей – энтузиастов.  Хотя много рутинной учёбы и в математике (есть калькуляторы), и в русском языке (есть языковой редактор), раньше не было «обществознания» и все от этого не страдали – жизнь достаточно быстро всему научила. После школы редко кто толком помнит через несколько лет элементарные моменты по математике, правила по русскому языку, географические и другие знания. Т.е. возможностей для изменения учебных программ в пользу обучения креативному мышлению вполне достаточно, тем более, что это чрезвычайно важно;

— в ВУЗах, там уже произведен отбор успешных, но судя по множеству ляпов в технических вопросах и в управлении, до массовости нормально умных ещё очень далеко, тем более, что этому никто особо и не обучает.

Факт есть факт: массово в министерской педагогической системе обучение креативному мышлению отсутствует.

Как убедить Минобрнауки ? – вот в чём вопрос.

Но… если бы там пожелали подойти к проблеме с креативным мышлением, то получили примерно следующее:

исходные требования:

1) обучать креативному мышлению, начиная с младенчества и на протяжение всего периода обучения под юрисдикцией министерства;

2) обучать не в ущерб действующим ФГОС и педагогическим программам;

очевидное решение:

1) ввести в действующие ФГОС и педагогические программы обязательное требование: «обучать всех, без исключения, приёмам креативного мышления, используя возможности действующих программ обучения и существующие реально предметы обучения».

В дошкольном образовании уже со 2-го года жизни это может быть всё, что связано с ознакомлением с окружающим миром:  скорей всего – география и экология, частично музыкальные занятия и художественное творчество; в школах – этой цели могут послужить география, обществознание и информатика, как предметы, широко охватывающие жизненные потребности и познания человечества.

Остаётся озаботиться и выработать  приёмы обучения креативному мышлению (литературы по данному вопросу – даже с избытком), а органично включить эти приёмы в действующие педагогические программы не составит большого труда.

 

Литература.

  1. Курсовая работа: Развитие творческого мышления дошкольников. 2009. Интернет.
  2. Е.Упилкова. Развитие креативного мышления детей дошкольного возраста. Интернет.