Skip to content

Как развить креативное мышление школьников

ТРИЗ и другие подобные методики (их более 500), как всё полезное и необходимое для обучения творчеству, в смысле принимать правильные, высокоэффективные управленческие, технические и жизненно важные решения, весьма – весьма (полезные, эффективные, но очень затратные по обучению). Так же весьма трудно представить реальность такого достаточно непростого обучения (разумеется, в полном объёме) в младших классах, да и в старших классах при существующей предметной нагрузке, а скорее – перегрузке; маловероятно, чтобы Минобрнауки выделило так много времени для обучения ТРИЗ и т.п. методик. Причина простая: мало ТРИЗ – это не ТРИЗ,, а полный ТРИЗ требует много учебного времени, а во ФГОС ООО (1) даже не упоминается «обучение креативному  мышлению» (творчество в школах в основном понимается как внеклассное обучение в технических, театральных и т.п. кружках, при чём, даже продвинутые преподаватели чётко этому придерживаются).

С учётом предыдущего абзаца, следует отметить, что школа нагружает учащихся очень даже не слабо, в том числе проблемными задачами и  проблемами, требующими незамедлительного решения (от нескольких часов до одной недели максимум). Вопрос только в том, насколько системно были подготовлены условия для успешного решения таких проблем, хотя бы большинством, а лучше всеми. В частности, в РФ в различных отраслях наряду с прекрасными решениями легко в наличии и весьма дорогостоящие ляпы.

Фактически, речь идёт о массовом воспитании в России высококлассных специалистов для всех отраслей, в том числе и управленческой.

Выход в том, чтобы соединять существующие системы обучения со специальным подходом, но сам такой подход должен быть в свою очередь эффективным и не слишком сложным.

Прекрасно изложены цели и направления – приёмы обучения ТРИЗ, а вернее креативному мышлению детей, в книгах различных авторов, например, (2 и 3).

При этом основные цели обучения креативному мышлению выглядят так:

— активизировать мышление детей,

— формировать диалектическое мышление,

— развивать воображение,

— формировать экологическое мышление (как связь с окружающей средой),

— развивать познавательный процесс.

Важно в процессе обучения затвердить в головах детей:

  • что обязательно есть условие задачи или проблемы, есть исходные данные явные и возможно не выявленные, а решение так или иначе обусловлено этим;
  • что – то либо из чего-то состоит или составляется и обязательно в детерминированной связи с объективными начальными условиями задачи или проблемы;
  • что мир разнообразен во всех его проявлениях: в природе, в обществе, в науках.

Что касается конкретного наполнения мероприятий (приёмов) – направлений по обучению креативному мышлению – для них лучше всего подходят география (Г), информатика (И) и обществознание (О),  т.к. только эти предметы, в виду своей широты охвата познания, практически всесторонне коррелируют со всеми возможными приёмами обучения креативному мышлению. Особо следует отметить информатику (4), в которой все ниже приведенные приёмы фактически присутствуют, но …, скорей всего, многие школьники прежде всего видят в информатике потребительские возможности и не готовы к системному восприятию креативного мышления, и всё зависит от соответствующей акцентированной подачи материала преподавателем.

Т.к. главное не только объём знаний, но и умение их эффективно применять.

И заключается это,  например,  в  следующем:

  • решать проблемные ситуации:

после прогулки от снега мокрые рукавички – что сделать, замерз — ?, идёт дождь, а нужно идти — ?, очень жарко, сильно греет солнце — ? (Г);

 — компьютер не включается — ?,  в слове ошибка — ?, выделить текст — ? (И);

 — сосед по подъезду нанёс много грязи после дождя — ?, приехали на машине, а   мест для парковки нет — ?, вода не вытекает из раковины в канализацию — ? (О);

2) учить быть внимательным, умению абстрагироваться, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые:

— предлагать рассказать, что такое земля, река, озеро, море, гора, холм, различные деревья, лес, кто живёт на земле, в воде, в «воздухе», сколько веток на дереве, цветов на грядке и т.п. (Г);

— на дисплее «нарисовать» различные фигуры разного цвета, удалить после краткого просмотра, предложить рассказать, что общего, чем различаются фигуры, восстановить графику (И);

— сколько детей в соседнем классе, сколько – всего в школе, сколько людей живёт в городе, в области, в стране, чем все люди похожи, чем отличаются и т.п.? (О);

3)  проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть:

— что кто видит рассматривая дерево, птичку, небо и т.д. (Г);

— компьютер – это? (И);

— что собой представляет школа, дом в котором живёшь, квартира, страна Россия (Российская Федерация), в ней губернии (области), края, республики, города, районы, сёла, деревни (О);

4)  умение прогнозировать и представлять прошлое:

—  дерево, трава какие были, какие будут, сегодня солнце, а чтобы вы хотели завтра, что было вчера, прогноз о погоде через 10 лет (Г);

— компьютеры в 20 веке, вчера, сегодня, завтра, в ближайшем будущем, в далёком будущем (И);

— семейные традиции, есть ли будущее у однополых браков,  развитие семьи в разных странах (О);

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться:

предлагать озвучить или показать как журчит ручеёк, как шумит море, ветер ветками деревьев, как поют птички, представьте, что вы лес, гора, ручей, река, море и т.п.: как кто растёт (Г);

вы супер компьютер, новый последней модели телефон, телефон будущего (И);

— вы огород, дом, коттедж, город: «чего» желаете?(О);

6) обобщать представление о веществах  в различных агрегатных состояниях:

предлагать вспомнить, что на реке зимой, летом, как выглядит земля в разное время года, что происходит в небе, от чего дождь, град, снег? (Г);

— можно ли сразу включать компьютер, с улицы зимой, почему? (И);
— почему образуются сосульки и лёд на крышах, почему не замерзают системы охлаждения двигателей машин? (О);  

7) развивать умение сравнивать и обобщать: чем они (см. п.7) отличаются друг от друга, а что одинаково или общего (Г,И,О);

8) развивать синкретичность мышления – связывать всё со всем:

— чем схожи разные породы деревьев, в чём их отличия, что общего у карандаша с деревом, в чём разница  (Г);

— что общего у разных программных языков, в чём отличия, есть ли у них социальные аналоги (И);

— ораторы бывают …: какие функции они смогут исполнить эффективно?; на кухне есть …, где ещё можно это использовать, для чего? (О);

9) анализировать причины и следствия различных действий — явлений:

— дождь прошёл – почему?, всё высохло после дождя — ?, снег растаял – куда? И т.п. (Г);

алгоритмы действий для чего, как работает поисковый интернет, скайп и т.п. в смысле причинно – следственной связи (И);

— революция 1917 года, ВОВ 1941-1045, «перестройка» М.С.Горбачёва, политика В.В.Путина – проанализировать (О);

10)  умение  моделировать физические и другие процессы:

сделать гору и холмы из снега или песка, полить водой — что получилось? , нарезать бумажек, собрать листья – сделать ветер. И т.п. (Г);

— напишите алгоритм решения задачи по математике, по устранению пожара, перехода улицы по нерегулируемому переходу (И);

— вы «зелёный» — защитник окружающей среды, ваши действия, исходя из фактической ситуации в городе, в стране (О);

11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения:

— один и тот же объект природы или улицы, или карты разные дети должны описать по разному, не повторяясь (Г);

— компьютеры бывают …, телефоны бывают …, написать разные алгоритмы решения одной и той же проблемы, задачи и т.п. (И);

— в чём проблемы нарушений ПДД, как их можно решить (О);

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий:

обсудить с этой целью землю, траву, деревья, различных птиц и животных, воздух, небо, горы и т.п. (Г);

— какие явные и скрытые возможности у телефонов, у компьютеров, информационных поисковиков (И);

— что можно ожидать от родителей, от одноклассников, от учителей, от директора (О);

13)  умение абстрагироваться (1. отвлечение от того, что в данном контексте не имеет существенного значения, – изолирующая абстракция; 2. образование понятий, в которых фиксируются нематериальные — новые свойства объектов):

—  например, играя в «устами младенца»: одни дети описывают только существенные признаки объекта, явления, события, не называя их, а другие отгадывают, о чём речь (Г);

— опишите информационно – коммуникационные системы в  далёком будущем (И);

— опишите квартиру, город будущего, власти в будущем (полиция, суды, администрация) (О);

14) развивать сложное вариативное мышление,  развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения:

земляную грядку можно вскопать, рыхлить, засеять …, посадить лук, что можно сделать с горой, с деревом, с облаками, с ветром, с рекой и т.п. (Г);

— несколько человек должны написать алгоритм решения одной и той же проблемы, после провести анализ этих алгоритмов (И);

— весной на дорогах в России много ям, что делать (провести «мозговой штурм») (О);

15)  решать сложные проблемные ситуации:

набрал в ботинки (в сапожки) в луже воды или снег, а он растаял, можно заболеть, на улице весна — ?, снег растаял – реки вышли из берегов и затопили дома — ?, плывёте в лодке, а в неё набралась вода — ? (Г);

— составить информационную модель несанкционированного митинга или демонстрации (И);

— пожар в большом ТЦ, есть погибшие и пострадавшие, провести анализ ситуации (О);

16)  информационно –  детерминированно решать проблемы, как результат полученных знаний и навыков по п.п. 1-15:

— составить информационную модель (ИМ)  любой рассматриваемой проблемы (Г, И, О),

— охарактеризовать каждый существенный признак исходной ИМ функциональными характеристиками с их значениями по отношению к рассматриваемой проблеме,

— сформировать ИМ решения из значимых исходных признаков и характеристик,

— идентифицировать ИМ решения в реальный объект или действие.

 При каждом удобном случае повторять, повторять, повторять приёмы, разнообразя.

НАПОМИНАНИЕ:

— все выше приведенные мероприятия по воспитанию креативного мышления у школьников, это систематизированные, но лишь возможные варианты, примеры;

— все выше приведенное не противоречит ФГОС ООО;

— когда допущен разрыв в школьном воспитании креативного мышления детей, то об этом обществу остаётся только сильно сожалеть, что сейчас и происходит во многих случаях: не штатные ситуации, откровенно плохие решения, аварии, катастрофы, трагедии –  и почти всегда причиной является человеческий фактор.

Литература:

  1. ФГОС ООО. Утверждён приказом Минобрнауки от 17.12.2010 №1897.
  2. Гин С.И. ТРИЗ — педагогика для малышей: конспект занятий для воспитателей и родителей.- М. КТК «Галактика», 2018.
  3. Гин А.А. ТРИЗ – педагогика. М., 2015.
  4. Под редакцией профессора Н. В. Макаровой. Информатика 10–11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие. М., Бином. Лаборатория знаний. 2016.