Skip to content

Как обучить креативному мышлению дошкольников при изучении географии

Соединим существующие системы обучения со специальным подходом,  не слишком сложным и эффективным.

Напомню, что из выше приведенной статьи основные цели обучения креативному мышлению выглядят так:

— активизировать мышление детей,

— формировать диалектическое мышление,

— развивать воображение,

— формировать экологическое мышление (как связь с окружающей средой),

— развивать познавательный процесс.

 

Что касается конкретного наполнения направлений обучению креативному мышлению при изучении географии, то это в частности заключается в следующем ( в скобках цифры – возраст детей в годах):

 

— развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться: предлагать озвучить как журчит ручеёк, как шумит море, ветер ветками деревьев, как поют птички, представьте, что вы лес, гора, ручей, река, море и т.п. (>3);

— обобщать представление о веществах в различных агрегатных состояниях: предлагать вспомнить, что на реке зимой, летом, как выглядит земля в разное время года, что происходит в небе (>3);

— учить быть внимательным, умению абстрагироваться, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые: предлагать рассказать, что такое земля, река, озеро, море, гора, холм, различные деревья, лес, кто живёт на земле, в воде, в «воздухе», сколько веток на дереве, цветов на грядке и т.п. (>2,5);

— развивать умение сравнивать и обобщать: чем они (см. выше) отличаются друг от друга, а что одинаково или общего (>3);

— понимать общее и часть: страна Россия (Российская Федерация), в ней губернии (области), края, республики, города, районы, сёла, деревни (>5);

анализировать причины и следствия различных действий — явлений: дождь прошёл – почему?, всё высохло после дождя — ?, снег растаял – куда? И т.п. (>4);

— умение  моделировать физические процессы: сделать гору и холмы из снега или песка, полить водой — что получилось? , нарезать бумажек, собрать листья – сделать ветер. И т.п. (>4);

— проводить системный анализ объекта: что кто видит рассматривая дерево, птичку, песочницу, небо и т.д. (>2,5);

— развивать вариативное мышление: какие бывают деревья, времена года, страны, стороны света и т.п. (>2,5);

— умение прогнозировать и представлять прошлое: дерево, трава какие были, какие будут, сегодня солнце, а чтобы вы хотели завтра, что было вчера (>2,5);

— решать проблемные ситуации: после снега мокрые рукавички – что сделать, замерз — ?, идёт дождь, а нужно идти — ?, очень жарко, сильно греет солнце — ? (>2,5);

— развивать синкретичность мышления – связывать всё со всем: чем схожи разные породы деревьев, в чём их отличия, что общего у карандаша с деревом, в чём разница  (>3);

— развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения: один и тот же объект природы или улицы, или карты разные дети должны описать по разному (>4);

— выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий: обсудить землю, траву, деревья, различных птиц и животных, воздух, небо, горы и т.п. (>4);

— умение абстрагироваться (1. отвлечение от того, что в данном контексте не имеет существенного значения, – изолирующая абстракция; 2. образование понятий, в которых фиксируются нематериальные — новые свойства объектов): например, играя в «устами младенца»: одни дети описывают только существенные признаки объекта, явления, события, не называя их, а другие отгадывают, о чём речь (>4);

— развивать сложное вариативное мышление: земляную грядку можно вскопать, рыхлить, засеять …, посадить лук, что можно сделать с горой, с деревом, с облаками, с ветром, с рекой и т.п. (>4);

— решать сложные проблемные ситуации:  набрал в ботинки (в сапожки) в луже воды или снег, а он растаял, можно заболеть, на улице весна — ?, снег растаял – реки вышли из берегов и затопили дома — ?, плывёте в лодке, а в неё набралась вода — ? (>4);

— развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения: один и тот же объект, явление, событие описывают разные дети, потом один и тот же ребёнок, но по – разному, не повторяясь (>4).

От 5-ти до 7-ми лет (или до школы). Всё выше перечисленное –  в максимально усложненных вариантах, почти как для взрослых, и при каждом случае повторять, повторять, повторять, разнообразя.

НАПОМИНАНИЕ:

— все выше приведенные мероприятия по воспитанию креативного мышления у дошкольников, это систематизированные, но лишь возможные варианты, примеры. В стране множество изданий, которые в подробностях освещают почти каждое такое мероприятие;

— все выше приведенные мероприятия по воспитанию креативного мышления у дошкольников не противоречат ФГОС ДО и существующим программам ДО, а являются познавательным развитием детей, в части формирования представлений о объктах, явлениях, событиях и их свойствах, для подготовки их творческого подхода к учёбе в школе и к жизни взрослых с их проблемами и сложностями. Более того, всё соответствует действующим программам ДО;

— если будет допущен разрыв в школьном воспитании креативного мышления детей, то об этом обществу можно будет сильно сожалеть.

ПРИМЕЧАНИЕ.

С учётом предыдущего абзаца, следует отметить, что школа нагружает учащихся очень даже не слабо, в том числе проблемными задачами и  проблемами, требующими незамедлительного решения (от нескольких часов до одной недели максимум). Вопрос только в том, насколько системно были подготовлены условия для успешного решения таких проблем. В частности, в РФ в различных отраслях наряду с прекрасными решениями легко в наличии и весьма дорогостоящие ляпы.

 

Литература:

  1. ФГОС ДО. Утверждён приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155.
  2. Гин С.И. ТРИЗ — педагогика для малышей: конспект занятий для воспитателей и родителей.- М. КТК «Галактика», 2018.
  3. Гин А.А. ТРИЗ – педагогика. М., 2015.
  4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»; Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др. СПб, 2016 /Институт детства РГПУ им. Герцена/.
  5. «Кроха». Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет. Г.Г. Григорьева, Н. П. Кочетова и др. Допущено Минобрнауки. М., «Просвещение», 2001.